Наказания или поощрение?

При разговоре о наказании следует обратиться к этимологии этого слова. Оно является однокоренным со словами «наказ», «указ», т. е. урок. А там, где урок, где мы хотим чему-то научить ребенка, не должно быть гнева. Следует прежде всего помнить, что физическое воздействие в лучшем случае тормозит развитие интеллекта ребенка, а в худшем — ведет к его регрессу, а значит, оно не будет помощником в деле воспитания.


Часто наказание, если оно неадекватно проступку, рождает ответную агрессию. Под неадекватным следует понимать такое наказание, которое по силе воздействия на личность ребенка превышает сам проступок.

Необходимо помнить, что:

  • за один проступок должно следовать одно наказание;
  • не следует откладывать наказание. В силу длительной отсрочки существует ве­роятность того, что у ребенка не возникнет связь между проступком и наказа­нием;
  • 4 нельзя наказывать ребенка сразу после его пробуждения, иначе это испортит ему весь день;
  • не стоит наказывать перед сном — ребенок будет плохо спать;
  • нецелесообразно наказывать ребенка за едой — пища будет плохо усваиваться;
  • 4 при любом наказании дети не должны быть лишены удовлетворения их биоло­гических и физиологических потребностей;
  • 4 ребенок должен быть инфор­мирован о том, за что будет на­казан и в какой форме;
  • 4 при наказании детей исключе­но также припоминание преж­них шалостей. Надо говорить только о том, за что ребенок наказывается именно сейчас;
  • 4 если ребенка наказывает один из родителей, второй никогда не должен вмешиваться, даже если он не согласен с наказа­нием. Лучше выйти из комна­ты. Позже, в отсутствие ребен­ка, можно выяснить свои раз­ногласия;
  • 4 если у вас возникло сомнение, наказывать ребенка или нет, лучше откажитесь от наказа­ния.

Наказанием для ребенка долж­но быть уже понимание им того,

что он расстроил, огорчил самого

значимого, самого любимого для

него человека.

Поощрение — более действен­ный инструмент воздействия. Когда

нас хвалят, мы испытываем невероятное удовольствие, которое хочется продлить, задержать, повторить. Поэтому ребенок, хотя бы раз почувствовавший удовольствие от поощрения, свяжет его с конкретным поступком, который ему предшествовал, и обязательно захочет повторить его.

Данный механизм не применим к наказаниям. Взрослые ошибаются, когда ду­мают, что наказанный ребенок постарается не повторять свой проступок. Напротив, для него переживание унижения и стыда, сопутствующее наказанию, связывается с чувством обиды и негативного отношения к наказавшему его человеку.

 

Награда, одобрение и похвала возвышают ребенка и ориентируют его на хорошее поведение, дают ему осознание того, что делать людям приятное — значит и само­му испытывать радость. Наказание же, особенно связанное с открытым актом насилия, несет в себе негативный эмоциональный заряд и обращается против нака­зывающего. Кроме того, ребенок будет постоянно бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания, станет в будущем более изо­бретательно и ловко скрывать свои проступки.

 

Но не стоит понимать все вышесказанное дословно и оставлять без внимания любые плохие действия ребенка. Если он сознательно и целенаправленно доводит родителей или других членов семьи, не способных постоять за себя (например, млад­ших детей), то психологической подоплекой такого рода действий с его стороны за­частую является проверка родительской силы и границ их возможностей. Если роди­тели не способны постоять за себя, то ребенок не может быть уверен в том, что в ситуации опасности они смогут его защитить. Воспитание заключается в том, чтобы ребенок, осознавая и оценивания свои поступки, старался не повторять те из них, которые считаются плохими, и совершал хорошие. И указывать на то, что ребенок доставил кому-то неприятности или причинил боль, следует именно взрослым.

 

Суть наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, что необходимо исправлять вред, хотя бы частично возмещать нанесенный ущерб. Самое главное значение на­казания заключается в снятии вины, которую испытывает напроказивший ребенок. Напряжение, испытываемое им после совершения проступка, как правило, исчезает непосредственно после примирения с наказывающим,

Справедливым считается наказание, которое ребенок получает за нарушение правил, обсужденных и установ­ленных родителями и которые известны ребенку.


Прощение — это освобождение от обиды и гнева. С ним неразрывно связано наказание. Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освобо­дителю. Но прощать ВСЕ и ВСЕГДА — значит потерять авторитет и возможность влиять на ребенка.

Как просьба о прощении, так и способность прощать требуют немалых душевных сил. Простить — значит стереть из памяти то, что обидело. Но для этого необходимы время, понимание и осознание причин, которые побудили ребенка совершить про­ступок. Следует рассказать обидчику, что вы испытывали, когда он причинил вам боль, дать ему время на обдумывание, стоит ли просить прощения сейчас и в какой форме это лучше сделать. Ни в коем случае не торопите его.

 

Важно также при совершении ребенком какого-либо нежелательного поступка выяснить его мотивы: сделан ли он по незнанию или из любопытства, с умыслом или по забывчивости, от скуки или по какой-либо другой причине. Только исходя из мотивов следует оценивать случившееся.

 

Ни в коем случае нельзя плохой поступок ребенка отождествлять с его личностью и ставить знак равенства между шалостью и самим ребенком. Часто родители сгоряча говорят: «Ты совершил это, и почему ты плохой!» Но следует прежде всего донести до ребенка мысль о том, что плохой вовсе не он, а его поступок. Лучше сказать так: «Как ты мог? Я от тебя этого не ожидал(а). Ты ведь такой умный ребенок, все понимаешь, я тобой очень горжусь. Не расстраивай меня больше, ладно?» Необхо­димо, чтобы ребенок знал: его действия не влияют на ваши с ним отношения, но они сказываются на вашем настроении, состоянии.

 

Поощрять следует только неординарные поступки, те, которые совершены ре­бенком самостоятельно, без обычных напоминаний с вашей стороны. Действия, не доведенные до автоматизма, а совершенные впервые, несомненно заслуживают по­хвалы. И здесь уже уместно отождествление личности ребенка и его действий: «Какой же ты молодец! Умница!» Если же, совершив что-то значительное, ребенок не дождется похвалы, он в дальнейшем не будет видеть в этом целесообразности.

 

Подумайте, чего больше в ваших воспитательных приемах -- поощрений и по­хвалы или наказаний и осуждений? Помните: поощрение более действенное воспитательное средство, чем наказание. Если наказание лишь останавливает дурные действия, то поощрение ориентирует на хорошие.

 

 

Родительский портал Кубани - Kuban-mama.ru