Краткая характеристика развития детей в дошкольном возрасте

Во-вторых, все большее число показателей функционирова­ния органов и систем жизнедеятельности приближается к соответствующим показателям взрослых; ребенок овладевает основными движениями и стремится к физической активности, но анатомические и функциональные возможности организма дошкольника в огромной степени сохраняют черты «детскости». Поэтому переоценка возможностей организма ребенка может привести к пагубным последствиям.

 

В дошкольном возрасте происходят значительные прогрессив­ные сдвиги и в психическом развитии ребенка. Более совершен­ными становятся психические познавательные процессы (речь, восприятие, память, воображение). Уровень их развития доста­точен для познания предметов и явлений окружающего мира. Развитое образное мышление и возникновение начал логическо­го мышления к концу дошкольного возраста позволяют ребенку выходить за рамки непосредственного познания и приобретать обобщенные и отвлеченные знания. Процесс «думанья» становится одним из самых привлекательных процессов, при этом особой сферой познания для ребенка является он сам — происходит дальнейшее развитие самосознания. Если ребенок третьего—четвертого года жизни с трудом выделяет себя среди окружающих его людей, то старший дошкольник уже обладает значительными знаниями о себе, о своих биологических и психических особенностях, он способен самоорганизовываться, у него сформирована система мотивации деятельности и поведения.

 

Значительных успехов ребенок достигает в освоении различных видов деятель­ности — игровой, трудовой, познавательной, художественно-эстетической, а также в деятельности общения. При правильном воспитании ребенок становится способным осуществлять их целенаправленно и даже творчески.

 

В социальном развитии ребенок стремительно проходит путь от «существования в одиночку» до появления способности уверенно существовать среди людей и эффективно осваивать нравственно-этическую сферу человеческих отношений, строящуюся на удовлетворении притязаний к признанию, доброте, честности и долженствованию.

 

В дошкольном возрасте ребенок приобретает собственную индивидуальность, становится непохожим на других детей, у него «появляется собственное лицо», складываются собственный внутренний мир и своя «картина» внешнего мира.

Значительные различия проявляются в умственном развитии, в психических состояниях детей и в особенностях развития самосознания. С позиций становления личности индивидуальность — одно из важнейших приобретений дошкольного возраста, и взрослые должны относиться к ней бережно.

Как и во все другие возрастные периоды, развитие дошкольника может иметь черты прогрессивные и регрессивные.

 

При правильном, т. е. гуманном, воспитании ребенок в основном будет приобретать положительные качества и умения, полезные для будущего развития (активность и самостоятельность во всех видах деятельности, адекватное представление о себе, своих качествах и своих возможностях, нравственное поведение, строящееся на доброте, честности и долженствовании).

 

Антигуманное, авторитарное воспитание, отрицающее личностно-ориентирован-ный подход к ребенку, может привести к появлению и закреплению регрессивных личностных качеств и умений (пассивность, завышенная или заниженная самооценка, безнравственное поведение, отсутствие или ограниченность интеллек­туальных, моральных и эстетических чувств). Регрессивный путь развития — это путь потерь. Встав на него, ребенок начинает терять и себя, и возможность в дальнейшем счастливо жить.

Воспитание, если оно претендует на заботу о ребенке, должно обеспечивать ему только прогрессивное развитие, т. е. развитие без потерь и безнравственных приобретений.

 

 

Родительский портал Кубани - Kuban-mama.ru