Игра в жизни дошкольника

Значение игры для психического развития ребенка хорошо понимал еще Ф. Шиллер, он писал: «только тогда, когда человек играет, он является человеком в полном смысле этого слова - и он может играть только тогда, когда он является вполне челове­ком». В игре, по мнению 3. Фрейда воплощается стремление ре­бенка стать взрослым. Поэтому игровые формы деятельности - это и условия и основной фактор психического развития ребенка, стремящегося к взрослости. В игре ребенок моделирует смыслы человеческого существования и формы отношений, существую­щие в обществе.

 

Игра - это ведущая деятельность ребенка, позволяющая ему «прорабатывать» те стороны взрослой жизни, которые невоз­можно прожить в его реальной детской жизни.

 

Важнейшей функцией игры является ее символический ха­рактер. Для настоящей игры дошкольника характерно то, что под одним действием подразумевается другое, под одним предметом - другой. В игре дети получают свой опыт, осмысливают его. Комфортно чувствуя себя в игре, дети непосредственно и полно­ценно общаются между собой.

 

Игра - это средство общения. Игра способствует свободно­му выражению чувств ребенка. Действительно, в игре ребенок может не опасаться за последствия открытого выражения своих чувств и эмоций, путем проецирования их на иг рушки. Более того, именно игра помогает ребенку выражать свои чувства, так как в этом возрасте он еще испытывает нехватку вербальных средств коммуникации. С этой точки зрения игрушки для детей - это слова, а сама игра - речь. Поэтому с помощью иг­ры ребенку становится доступным то, что трудно понять с помо­щью слов либо выразить словами. В игре ребенок выводит не по­верхность свои чувства, получает возможность посмотреть на них со стороны и либо научиться управлять ими, либо отказаться от них. Поэтому игра выполняет не только функцию выражения чувств, но и управление ими. Игра помогает ребенку контроли­ровать ситуацию: когда ребенок играет, он решает свои пробле­мы и разрешает конфликты, он может пересмотреть свой образ, свои возможности и обязанности.

 

Основной мотив игры состоит не в получении результата, а в самом процессе выполнения действия. В игре ребенок «прора­батывает» роли взрослых, овладевает их содержанием и тем са­мым проходит свою первую школу социального научения.

 

Правильное понимание содержания игры может стать хо­рошим диагностическим средством психического развития до­школьника.

 

Игра активизирует ребенка, держит в готовности его нерв­ную систему, вырабатывает иммунитет против огорчений и дав­ления. В игре тренируются двигательные способности, создаются предпосылки для развития умственных способностей, малыш учится ориентироваться на плоскости и в пространстве. Расши­ряются его познания. В игре он обогащает мир своих пережива­ний. С точки зрения ребенка это важная работа, и мы знаем, что вдобавок она имеет огромную развивающую и воспитательную ценность.

Игра - это школа социальных отношений, в которых моде­лируются формы поведения ребенка.

 

Игра ребенка - это жизненная лаборатория

СТ. Шацкий

Игра - это очень серьезно!

 

 

Родительский портал Кубани - Kuban-mama.ru